08 апреля 2019

 ДОРОЖНЫЕ КАМЕРЫ И СКОРОСТЬ – ЗА И ПРОТИВ

… у нас не хватает доноров для трансплантации органов. В очереди десятки тысяч нуждающихся. Не знаем, что делать.

— Эта проблема легко решается. Нужно всего-навсего увеличить порог разрешённой скорости на автотрассах.

(из разговора медика и экономиста)

С начала 2019 года во многих российских СМИ возникла острая полемика о грядущих изменениях в ПДД. Инициатива исходит от руководства ГИБДД и вице-премьера Правительства Максима Акимова. Поправки направлены не только на ужесточение правил в отношении водителей, но и на пересмотр применения средств фотовидеофиксации. Рассмотрим внимательнее преимущества и риски грядущего реформирования.

За последнее десятилетие системы фотовидеофиксации практически заменили инспекторов ГИБДД на дорогах России. Техническое и программное развитие комплексов позволило разработчикам постепенно создать универсальные системы, например такие, как АПК «АвтоУраган». Сейчас такой комплекс способен выявлять самые разные правонарушения. Успехи в развитии дорожных камер за-ложили основу их применения не только на перекрёстках и рубежах контроля скорости, но и для автоматического контроля платных парковок, известных как московская система «ПаркРайт». При этом год от года идёт неуклонное снижение количества ДТП и числа погибших на дорогах людей. Так, количество смертей на дорогах снизилось с 27000 (2013 год) до 18000 (2018 год). Эта динамика указывает, что действия государства по надзору за до-рожным движением осмыслены и эффективны. Несомненно, что дисциплина водителей на трассах – это по большей части заслуга дорожных камер, ведь альтернативных средств контроля практически нет.

Как были достигнуты такие результаты? Первоначально осуществили запуск госпрограммы «Безопасный город». Её целью стало минимальное необходимое оснащение комплексами видеофиксации самых проблемных участков дорог в крупных населённых пунктах. Затем, наблюдая положительный эффект от внедрения, руководство регионов совместно с ГИБДД приступили к установкам автоматических комплексов на скоростных автотрассах. Но по причине ограниченных финансовых возможностей, а также количества и протяжённости дорог, во многих регионах пришлось создавать государственно-частные концессии (ГЧК). Их деятельность предполагает быстрое оснащение автодорог камерами при минимальной нагрузке на бюджет региона. То есть, комплексы видеоконтроля не приобретаются, а берутся у коммерсантов в долгосрочную аренду. Однако при этом большая часть денежных средств от выписанных за нарушения штрафов поступает в бюджет региона. Такая стратегия позволила не только быстро оснастить дороги средствами автоматического контроля, усилить дисциплину среди водителей, снизить количество ДТП, но и существенно пополнить скромные провинциальные бюджеты.

Но, как известно, слишком хорошо – тоже плохо. Концессионеры достаточно быстро усвоили, что каждый выписанный при помощи их оборудования штраф – это лёгкие и быстрые деньги. Повсеместно начались злоупотребления – на трассах появилось множество передвижных комплексов-треног, которые устанавливаются со значительными нарушениями эксплуатации. В итоге штрафы начали сыпаться как из рога изобилия на всех водителей, независимо от того, соблюдают они правила или нет. Естественно, такое положение дел не могло долго оставаться незамеченным. Призывы навести порядок и остановить дельцов с треногами, наконец, были услышаны не только в руководстве ГИБДД. В начале февраля вице-премьер Максим Акимов выступил с заявлением, что Правительство России планирует пересмотреть принципы использования дорожных камер. Политик озвучил, что существуют планы упразднения ныне существующей схемы функционирования ГЧП. В ближайшие годы предполагается передать все работающие комплексы фотовидеофиксации полностью в государственное владение. Благодаря такому манёвру пропадёт стимул безудержной выписки фиктивных штрафов. В этом случае приборы на треногах станут фиксировать только реальные нарушения, без какой-либо корысти со стороны владельцев комплексов.

Правда, настораживает, что может наступить промежуточное состояние, когда концессии будут аннулированы, но при этом средства на финансирование и достаточное обеспечение регионов комплексами не поступят. В этом случае произойдёт массовый всплеск нарушений и, как следствие, рост количества ДТП. Также сразу ухудшится страшная статистика погибших на дороге.

Более рациональные и безболезненные шаги предлагает ГИБДД. Точечные поправки в ПДД могут возыметь гораздо больший эффект на функционирование ГЧП, а также и на поведение водителей. Сейчас львиная доля злоупотреблений связана с комплексами-треногами, в основном нарекания среди водителей относятся к их работе, так как стационарные системы контролируются значительно лучше. Поэтому предлагаются следующие изменения. Во-первых, строго регламентировать применение средств видеоконтроля – определять места их установки. Во-вторых, необходимо обязательно информирование о присутствии таких приборов. Сейчас их всячески стараются скрыть от глаз водителей. В-третьих, и это, пожалуй, самое важное, нужно создать надзорный орган для проверки работы и правильной настройки комплексов-треног. Кроме того, в случае выявленных нарушений при работе с комплексом должна быть введена административная и уголовная ответственность в отношении эксплуатирующей организации. При таком подходе у многих сразу пропадёт интерес к махинациям с фальсификацией нарушений.

Вообще, на сегодняшний момент в действиях ГИБДД прослеживается системный подход в выполнении новой концепции дорожной безопасности, утверждённой Правительством России в прошлом году. Напомню, что согласно новой государственной стратегии к 2024 году на дорогах России на 100 тысяч населения должно погибать не больше 4-х человек. Это так называемое «стремление к нулевой смертности» можно достичь, только приложив максимум усилий. Уже сейчас ГИБДД выступает с четко определёнными инициативами, которые действительно могут ещё больше уменьшить количество погибших на дорогах.

В планах следующие конкретные изменения в ПДД:

  • снижение порога фиксации превышения скорости с 20 км/ч до 10 км/ч;
  • обмен данными между ГИБДД и Минздравом о гражданах, стоящих на учёте в наркологических и психиатрических диспансерах;
  • введение санкций для водителей, которые повторно не уступили дорогу спецтранспорту (штраф в 30000 рублей);
  • увеличение общего количества стационарных камер фиксации нарушений с 9000 до 19000 единиц.

Такие комплексные меры, без сомнения, дадут свои положительные результаты в самом ближайшем будущем.

С. КУСОВ, 
руководитель отдела пропаганды

ИСТОЧНИК

НАША ПРОДУКЦИЯ

ОАО «Институт физико-технических проблем»,
141980, г. Дубна Московской области,
Ул. Курчатова, д.4 ИФТП
8 496 216 6645
8 496 217 9645
8 496 216 5082
iftp@dubna.ru
Официальный сайт: ИФТП.РФ


ДОРОЖНЫЕ КАМЕРЫ И СКОРОСТЬ – ЗА И ПРОТИВ
ДОРОЖНЫЕ КАМЕРЫ И СКОРОСТЬ – ЗА И ПРОТИВ
К списку новостей