…или первый блин не комом.
Как уже сообщалось ранее, 2 октября 2017 г. впервые в Дубне состоялся конкурс Falling Walls Lab. В этом всемирном соревновании молодые ученые, специалисты и предприниматели могут высказать свои способы решения задач, стоящих перед человечеством, но изложить их перед жюри за три минуты.
Конкурс проводился в Визит-центре ОИЯИ. Специальный таймер неумолимо отсчитывал секунды. Выступавшие, иногда забывая от волнения английские слова, пытались доходчиво донести до жюри суть предлагаемой идеи. Въедливые члены жюри пытались выяснить новизну решаемой задачи и личный вклад конкурсанта в ее решение. Ответы на вопросы иногда занимали не меньше, а то и больше времени, чем само выступление. Темы выступлений были разнообразны: сверхпроводящие пленки, аккумуляторы, нанофракталы, трековые мембраны, полет к Марсу и связанные с ним повреждения ДНК человека, а задача защиты космонавтов от Галактического космического излучения прозвучала даже в двух выступлениях.
Первым дадим слово членам жюри конкурса. Д. Блашке (ОИЯИ): Сначала я хочу немного рассказать о самом мероприятии. Falling Walls Lab – это инициатива, идущая из Германии. «Падающие стены» — это отсылка к Берлинской стене, которая была разрушена очень неожиданно 9 ноября 1989 года. Политическое развитие событий, которое для многих людей оказалось неожиданностью, можно сказать, изменило мир, привело к изменениям в Восточной Европе и не только. Этот символ сегодня используется, чтобы привлечь молодых ученых и бизнесменов для того, чтобы они высказали свои идеи, которые смогут играть роль, похожую на разрушение стены. В том смысле, что стена – символ общей проблемы, ликвидация стены – ликвидация проблемы, облегчающая всем жизнь или улучшающая ее качество. Исходя из этих принципов, в Берлине ежегодно 9 ноября и организуется конференция, на которую приглашаются наиболее авторитетные деятели науки, бизнеса, политики, чтобы высказать свои идеи в духе Falling Walls. Туда же приглашаются трое лучших из 100 кандидатов, отобранных в 70 с лишним городах мира, участвующих в Falling Walls Lab конкурсах. Занявший первое место, а иногда и разделившие первое и второе места, делегируются в Берлин на финал конкурса. Это очень интересный формат и стимул, каждый год в этом мероприятии участвуют все больше городов.
Мы гордимся тем, что впервые в этом году мы в Дубне участвуем в этом процессе, тем самым наш наукоград станет еще известнее в мире как место, где рождаются не только научные открытия, но и идеи в бизнесе, направленные на решение проблем всего человечества.
Профессор физического факультета Университета Людвига Максимилиана (Мюнхен, Германия) Герман Вольтер: В первую очередь, я хочу подчеркнуть роль молодых людей в продвижении вперед науки и общества. Впечатлил диапазон тематики представленных в их выступлениях проблем. Другой вопрос, конечно, как их реализовать, здесь есть недоработки. Но проблемы были обозначены всеобщие, глобальные. Сам этот конкурс стимулирует молодых людей в выборе самой важной, по их мнению, проблемы мирового значения, позволяет понять, какой вклад они могут внести в решение этой проблемы. Те конкурсанты, кто сегодня не занял первое и второе места, также затронули важные вопросы, но у них были какие-то недостатки в представлении или они недостаточно хорошо владеют английским языком. Особо хочу отметить международный характер Falling Walls Lab.
Алексей Чижов (ЛТФ): Мы, конечно, оценивали не только саму идею, главным было участие человека в той задаче, которую он представляет, и его манера презентации. Когда человек может прекрасно выразить свою мысль, причем на английском языке, ответить на вопросы, – это тоже важно. Это не был конкурс идей, идеи все замечательные, мы сравнивали, как молодые люди могут донести до публики эту идею, насколько они воспринимают ее как свою. Понятно, молодые не могут работать в одиночку, в наше время и маститые ученые работают в коллаборациях, создавать крупные установки можно только коллективно. В коллаборации у каждого должно быть свое место, и жюри оценивало понимание этого места, личный вклад.
А в Берлин будут делегированы один или два человека?
Как я понимаю, количество финалистов определяет число участников. У нас их было достаточно, но не много, так что, скорее всего, отправится один победитель. Для дебюта конкурса восемь участников – это нормально, тем более у нас было не очень много времени на подготовку, а здесь подготовка определенно требуется. У студентов только начался учебный год, у них сейчас немалые хлопоты, и думать об участии в конкурсе в конце сентября тяжеловато. Но мы не хотим останавливаться на этом этапе, в следующем году, надеюсь, проведем такой же конкурс, а студенты и молодые ученые, возможно, уже будут более информированы и подготовлены к участию в нем. Подготовиться к нему непросто: три минуты, три слайда – действительно, дело не простое. Мы в жюри понимали, и все единодушно это высказывали, что все доклады были интересными, важными, и оценивались не сами идеи, повторяю, а в первую очередь их автор. Ну и знание языка, к сожалению, необходимо для хорошей презентации своих результатов.
Победителем стал молодой научный сотрудник ЛТФ Азат Слямов: Победа оказалась довольно неожиданной, теперь поедем в Берлин. Сложность такого формата в том, что надо изложить свою идею сжато и очень популярно, и у меня это более-менее получилось. Я работаю в Лаборатории теоретической физики и всю работу мы выполняем в паре с моим руководителем из Румынии Еудженом Аницашом. Наверное, это его большая заслуга, что позволил мне довольно рано в эту тему внедриться и начать исследования, за что я ему очень благодарен.
Фракталы – очень красивая идея, когда довольно простые правила могут создавать разнообразие очень красивых структур. Эта идея известна давно и развивалась, наша же задача заключается в том, что мы изучаем их структуру с количественной точки зрения. Мы проводим симуляции эксперимента по рассеянию на таких структурах. Как я здесь рассказывал, это то же самое, что смотреть в оптический микроскоп: маленькие-маленькие фракталы, мы пытаемся извлечь какие-то структурные данные, какие-то характеристики. Последние пять лет это направление в материаловедении только-только начало развиваться, наверное, и предстоит большой путь, чтобы извлечь из него что-то полезное для общества. Исследования показывают, что фрактальные структуры демонстрируют интересные свойства, то есть материалы с ними будут обладать интересными свойствами: могут быть эффективнее, прочнее, выводить быстрее тепло. Мы сконцентрировались на том, чтобы извлекать структуру, ведь нанофракталы не измеришь линейкой, их даже не увидишь, и здесь в качестве линейки идут наши расчеты. Мы проводим теоретические исследования, вообще в мире незначительное количество групп занимается созданием таких структур, сейчас все ограничивается точностью, но в будущем, не в самом ближайшем, с улучшением производственных возможностей, такие структуры можно будет создавать в массовом количестве.
Второе место занял Владимир Жакетов (ЛНФ) с идеей использования урана в сочетании с другими элементами в тонких пленках, в результате чего появляются сверхпроводимость, ферромагнетизм и другие интересные свойства: Я раньше уже делал доклады, но это выступление было для меня необычным, потому что жюри было интернациональным и надо было уложиться в три минуты. В последний момент я решил проверить, уложусь ли в отведенное время, и пришлось сокращать выступление. Для меня оно стало особым и интересным потому, что впервые я публично рассказывал о своей идее. Конечно, я велосипеда не изобретал, но использовать уран в тонких пленках – моя личная идея. А тонкие пленки в сверхпроводящих ферромагнетиках уже исследовались раньше.
Участник конкурса Александр Айриян (ЛИТ): К сожалению, я не тренировался. Если бы тренировался, то, наверное, смог бы изложить материал интереснее, более информативно. Мне кажется, такой формат имеет право на жизнь даже для серьезных научных работ, потому что он заставляет человека формулировать свои идеи четко, излагать самую суть, осознать, насколько идея, вообще, интересна или нет.
Третье место разделили Регина Кожина (Университет «Дубна») и Магдалена Вержбицка (Университет Вроцлава, Польша).
Ольга Тарантина Еженедельник ОИЯИ,
фото Елена Пузынина
По данным официального сайта ОИЯИ